Анималистические символы в кельтской мифологии.

В кельтской и валлийской мифологии животные являлись символами плодородия и жизненной силы, так как, будучи живыми существами, они имеют свойство рождаться, жить, двигаться и расти. Также они являлись бесценным источником пищи для племён, а соответственно - поддерживали здоровье и жизнь.

Разные животные воспринимались и получали символическую трактовку по-своему, в зависимости от их типов и основных характеристик. В качестве символов чаще всего выступали птицы, рыбы, змеи, олени, домашний скот, свиньи и многие другие. Чаще всего встречаются и рассматриваются кабаны, рыбы, змеи, птицы, а также некоторые стадные животные.

Кроме того, животные для древних кельтов - это связь с миром богов и духов. Что ж, попробуем проследить эту связь, рассмотрев их роль в охоте, поиске тайн и познания. Для этого обратимся к мифам.

Итак...

Вепрь.

Как и другие животные, является символом плодородия и достатка. Кроме того, символизирует мужество, отвагу и силу воина, так как вепри сильны, опасны и их очень трудно убить. Появление вепря в снах или видениях тоже является знаком воина. По легенде, Изольда предсказала смерть Тристана после того, как увидела во сне смерть огромного и могучего вепря. Скульптурные изображения вепрей часто находят рядом с изображениями воинов в доспехах и полном вооружении.

Большое символическое значение придавалось щетине вепря, возможно потому, что она является отличительным признаком этого животного, или символизирует его силу. Например, Фион погиб, наступив на щетину, после того, как нарушил запрет на истребление вепрей. Некоторые вепри, с которыми пришлось сражаться Артуру в “Килухе и Олвэн” были покрыты золотой или серебряной щетиной. Но, когда Мэнв устроил охоту за сокровищами короля вепрей Турх Труйта, ему удалось украсть только одну щетинку. В начале "Похищения Быка из Куальнге" упоминаются два свинопаса, Фриух и Рухт, чьи имена означают "щетина" и "хрюканье". Фриух, щетина, обладает большей силой - позднее, в образе Донн Куальнге он приканчивает Рухта (Финдбеннах). Щетина вепря упоминается ещё во многих исторических источниках, что доказывает её значимость в символике.

Рыба

Символ рыбы, особенно лосось, означал знание. Ребёнок, которого позже назвали Талиесином, мудрец, бард и друид, был найден в пруду, где ловили рыбу. Значимость этого символа видна из многих источников: в “Килухе и Олвэн” Гвррир из отряда Кухулина говорил по очереди с дроздом, оленем, совой и орлом, и каждый из них оказывался мудрее предыдущего, но ответ он получил лишь от старого Лосося из Ллин Ллив. Знаменитый Кухулин однажды совершил так называемый "прыжок лосося" - через волшебный Скальный Мост, когда шёл к Скатах, у которой надеялся обучиться боевому мастерству. Добравшись таким образом до Скатах, он узнаёт от неё множество секретов и приёмов боя, получает новые умения и становится воистину великим воином. Получается, что "прыжок лосося" привёл Кухулина к новым знаниям. Также мудрость лосося можно впитать, съев его мясо. А как же сам лосось? Он ест лесные орехи, падающие в священные источники. Символизм "съедания" мудрости вместе с лососем виден в легенде о Денме - он ловит для прорицателя лосося познания, затем съедает его и обретает великую мудрость, получив благодаря этому перерождение и новое имя. Кстати сказать, возможно, этот символ прочно укоренился и в нашем сознании - мы советуем своим детям есть больше рыбы, чтобы “вырасти большим и умным”.

Змеи.

Змеи и драконы - символ приближающейся беды. За их появлением неизбежно следует нужда, запустение и неурожай. В легенде о короле Артуре появление в снах короля драконов и змей предзнаменовало собой пришествие сэра Мордреда и пагубные последствия этого для Камелота. Король Артур их изгоняет, но при этом получает ранение. В последнем своём сне он видит, что змеи поглотили его, а в следующей битве ему суждено пасть от руки Мордреда. Интересно также заметить, что именно появление змеи послужило поводом для начала битвы (Один из рыцарей Артура заметил змею, и обнажил меч, в то время, как армия противника решила, что их уже атакуют).

Вышеупомянутые Фриух и Рухт, приняв обличье драконов, уничтожают земли друг друга в колдовском бою, обрушив на них снег. Драконы больше всего неприятностей доставляли королям, так как именно король являлся символом плодородия своей земли и племени, а дракон - наоборот, символ несчастий, засух и опустошения.

Птицы.

Птицы обычно символизируют предсказания, кровопролитие и умения. В знамении птица может быть посланием либо вестником. Например, Морриган явилась к Бурому Быку в обличье птицы, и принесла ему предупреждение. Толкование птичьих криков и полёта также служило основанием для предугадывания будущих событий. Особое место занимают вороны -они вестники кровавых битв и сражений. Сон Дейрдр о трёх птицах, пьющих кровь предвещал смерть, а Ллеу Ллоу Гиффес, обернувшись орлом, сбрасывал с себя гниющую плоть и червей.

Говорят, что ирландские богини войны призывали воронов на поля сражений чтобы те могли клевать плоть павших в битве. Даже обычные, современные вороны, слетаются на трупы, буде таковые найдутся.

Птицы также могут быть символом опытности воина - об этом судят по методу ловли птиц упомянутыми воинами. Ллеу Ллоу Гиффес был таким проворным, что сбивал птиц камнями, не убивая их при этом. Подобной ловкости достиг и Кухулин, но его сын, Коннла, настолько превзошёл отца, что ему не требовались камни, чтоб сбить птицу наземь - он пользовался лишь своим голосом.

Стадные животные.

Лошади, домашний скот и свиньи символизируют плодородие и продолжение рода. Их кости находят при раскопках в кельтских могилах, а это указывает на культовую значимость этих животных. Уровень процветания клана можно было определить по состоянию его стад. Символом стада являлся бык, как несомненный вожак. Домашний скот был основной пищей кельтов, и, соответственно, выживание племени напрямую зависело от его наличия. Позднее к рациону питания ирландцев добавилась свинина.

Лошади также являются символом плодовитости. Сохранились рассказы о ритуале "брака с лошадью" - глава клана совокуплялся с кобылой, затем животное забивали, а мясо съедали. Считалось, что таким образом кобыла делится своей плодовитостью со всем племенем, а король укреплялся в своих правах.

Тема охоты занимает особое место в кельтской мифологии, так как напрямую связана с путешествиями из этого мира в мир колдовства и богов. Например, увлёкшись охотой на какое либо животное, или в азарте погони, охотники сами не замечали, как переносились из мира смертных в зачарованные земли. В другом мире также можно было оказаться, поддавшись чарам, например, услышав пение заколдованной птицы, или попав в туман, стелящийся над землёй. Колодцы, родники, реки и земляные холмы считались отчасти принадлежащими другому миру, или хотя бы граничащими с ним. Такие места были пронизаны магией, и говорили, что там даже время течёт по-иному.

Замечательна также сама внешность магических животных - внимание охотника неизбежно оказывается притянутым к исключительно быстрым, могучим животным, зачастую непривычной для человеческого восприятия формы и окраски. В кельтской и валлийской мифологии можно встретить множество примеров преследования того или иного животного, страдающего необыкновенным внешним признаком - белой окраской. Король Артур, например, оказался у волшебного колодца сэра Пеллинора именно во время погони за огромным белым оленем, один, потеряв где-то друзей и коня. Придери и Манавидан охотятся на "сияющего белого вепря", за которым следом и попадают в магическую ловушку - на этот раз не одни, а вместе с собаками. Рианнон является из Другого Мира - на белой лошади. У ярких, сияющих, снежно-белых животных из Другого Мира подчас оказываются не менее яркие и сияющие красные уши - естественно, в природе вы нигде не встретите подобной окраски. Принц Пуйл однажды пронаблюдал собачек короля Аравна, которые оказались "сверкающего белого цвета", и "их красные уши сверкали чуть ли не ярче их белых тел".

Плодородие земель и продолжение рода были главной заботой кельтского и валлийского народов. Здесь опять фигурируют животные - если племя богатое и процветающее, его тотемные животные разнообразны и многочисленны, и наоборот.

Ряд животных ассоциировался у племён с невозможностью продолжения рода и жизни, а также с неурожаем. Выше уже говорилось о драконах, как о символе всяческих невзгод - в "отрицательные" символы он попал потому, что интересы племени шли бы вразрез с интересами дракона - не трудно догадаться об их направленности.

Упоминаются два дракона, чей рёв ежегодно 1 мая становился причиной отсутствия потомства у всех живых существ в округе - не важно, на земле или в воде. Другой пример - дракон, затерроризировавший Ирландию - в мгновение ока опустошил землю, и нагнал страху на людей - те боялись выходить из дому даже на короткое время. Чтобы восстановить плодородие разрушенных и опустошённых земель, драконов следовало уничтожать. Причина же их появления на тех или иных территориях остаётся неизвестной. Вместо того, чтоб списать беды и несчастья на чью-то месть или проклятье, люди предпочитали искать в случившемся следы вмешательства высшей магической силы, как например, в случае с девятью десятками птиц, сгубивших плодородные поля Ольстера. Никто не задумывался о причине этого - раз уж случилось, то случилось. И тем не менее, иногда упоминалось и о проклятиях - например, полчища превращённых в мышей воинов истребили и пожрали пшеницу Манавидана, сына Ллира, заодно уничтожив и само поле - и всё это ради свершения мести Гвавла.

Огромное значение придаётся рождениям и перерождениям. Кельты верили, что души воплощались в маленьких животных или существах. Ллеу Ллоу Гиффес возрос из "маленького нечто". А если случалось так, что в пищу женщины попадало такое маленькое животное, создание или "нечто", то оно начинало расти и развиваться, и в конце концов появлялось на свет. Примеры можно найти в легендах о перерождениях Талиесина, Сетанта, Финдбеннах и Донн Куальнге - все они были подобным образом "съедены" матерями, а затем рождены вновь. К примеру, Талиесин - это переродившийся Гвион Бах, и явился он из пшеничного зерна, а Сетанта, впоследствии получивший имя Кухулин, был крошечным зверьком, сидящим в напитке, возможно, в этом зверьке воплотилась душа Луга. И Талиесин и Кухулин, по рассказам, обладали невероятными, можно сказать сверхчеловеческими способностями, а Талиесин даже говорил сам про себя, что он, мол, и есть Гвион Бах, только переродившийся. Фриух и Рухт обернулись во время магической битвы мелкими насекомыми, и были поглощены коровами. Вот так и появились на свет быки Финдбеннах и Донн Куальнге. В этом обличье они и продолжили свой поединок, причём вовлекли туда ещё и племена Ирландии, надеясь таким образом обеспечить своим душам хотя бы частичное выживание.

Животные - также источник знаний: чтобы таковые получить, нужно было либо встретить говорящее животное и вступить с ним в диалог, либо провести определённые ритуалы с их участием. Например, съесть мясо такого животного. Выше уже упоминалось о Денме, с которым именно это и случилось - он съел лосося познания, после чего и стал Финном. Также значение придавалось звериным шкурам, считалось, что они насылают пророческие сны. Пророчествовать можно было и услышав речь животного, и интерпретировав их поведение.

Человеческая речь была присуща самым древним и самым магическим созданиям - слушая их речь, люди перенимали их мудрость. Обычно способностью говорить наделяли больших птиц. Бранвен, дочь Ллира научила обычного скворца понимать человеческую речь - в пределах, достаточных для того, чтобы помочь в поисках её брата. Посланники Гвррира и короля Артура переговаривались с орлами, совами, индюками и чёрными дроздами, говорившими по-человечески. А уж если сам человек понимал язык зверей - цены ему не было. Некоторые герои научились разбирать птичью речь, и птицы обязательно предупреждали их о грозящей опасности или раскрывали различные тайны. Один средневековый Ирландский манускрипт рассказывает о том, как предугадать появление гостей по птичьему крику.

Во внешнем виде или повадках животного может скрываться символическое послание - на этом основывалось множество пророчеств и предсказаний. Накануне поединка с Мордредом король Артур видит себя во сне - его пожирают змеи, драконы и прочие морские твари. Если толковать этот сон, получается, что змеи и драконы - это несчастья, постигшие страну, и они же явились причиной поражения короля. И на следующий же день он умирает на полях Камланна, сражённый рукой Мордреда. Другой пример подобного предзнаменования - уже упоминавшийся выше сон Дейрдр о трёх птицах. Они явились с подарком - принесли мёд, а улетали, напившись крови. Это символизировало предательство короля Конхобара. Повадки мелких животных, например, кроликов или воробьёв также служили пищей для предсказателей будущего.

Также необходимо упомянуть о полиморфизме, или оборотничестве - Кельты считали таковой особым явлением. Некоторые люди, например Мерлин, Утер Пендрагон, Пуйл и король Аравн могли принимать обличье других людей. Однако, чаще всего упоминается о превращениях в зверей и птиц. Иногда таковое превращение осуществлялось волшебником с целью наказать виновного, но в большинстве случаев подобное происходило по доброй воле, с целью получения преимущества в поединке либо с целью охраны сокровищ.

Духи - сверхъестественные существа, также принимали форму зверей, дабы сторожить свои владения. По кельтским мифам, каждое священное место охранялось духом в обличье зверя. В каждом колодце, роднике, реке, на холме или в роще обязательно жил свой дух-хранитель. Дух водоёмов чаще всего вселялся в тело рыбы. Боги из Другого Мира тоже могли воплощаться в животных - по своим причинам. Так, бог Луг, возможно, превратился в мельчайшее создание, которое затем переродилось Кухулином, героем-защитником племён Северной Ирландии.

Также, два могучих противника, стремясь одолеть друг друга в битве, запросто могли принять обличье животного. Яркий пример - те самые свинопасы Фриух и Рухт. Они перепробовали множество личин одну за другой, пытаясь одержать победу, и их схватка приобрела поистине огромные масштабы. Морриган сразилась с Кухулином, и, дабы получить преимущество, принимала три разных обличья. Но не всегда полиморфизм в сражении служил нападению. Например, Гвион Бах пытался таким способом сбежать от Каридвен, а Ллеу Ллоу Гиффес сбежал-таки от смерти - улетел в виде орла.

Резюмируя всё вышесказанное: основные, чаще всего встречающиеся и использующиеся символы - вепрь, рыба, змеи, птицы и стадные животные связывались с благосостоянием и процветанием племени. Ритуалы и обряды с участием животных помогали предсказывать будущее и дарили мудрость предыдущих поколений. Могучие противники принимают форму животных, дабы приобрести большую силу. Духи и сверхъестественные существа также меняют обличье, часто на небольшой срок, чтобы затем переродиться и охранять землю или клан. Таким образом, животное в кельтской и валлийской мифологии - есть главный хранитель и сущность выживания и процветания.

_______________________________________________________________________________

Подготовка статьи - Jaskier

Используются технологии uCoz