Довольно давно мне на глаза попалась книга, в которой говорилось о том, что кельты не только имели некоторое, а даже довольно прямое отношение к шаманизму. Мои попытки что-либо выяснить об этом в Интернете не увенчались успехом, возможно из-за моего ограниченного доступа к этому ресурсу. Я, конечно, не собираюсь оправдываться незнанием, но объяснить, по-моему, было надо, а то “критики загрызут”. Так что в этой статье я ничего по поводу “кельтского шаманизма” доказывать не буду, а просто буду отталкиваться от этого, конечно, приводя некоторые примеры (из разных, между прочим, книг)
Итак: “Я был многим, прежде чем стал собой”, - так сказал Талиесин, которого называют не только великим кельтским бардом, но и шаманом…
Тотемные животные.
Этот список составлен только из тех животных, которые чаще всего встречаются в кельтских преданиях, и при этом обладают наибольшими силами. Здесь приводятся их имена на шотландском, ирландском или валлийском языках (по John Matthews)
ЛОСОСЬ
(Brionnfhionn)
Это животное встречается у кельтов, наверное, чаще, чем любое другое. Оно всегда означало мудрость и обретение знания. В некоторых источниках это объясняется тем, что лосось плавает в пруду, возле которого растут Девять Орешников Мудрости. Орехи падают с них в воду, лосось съедает их, обретая способность передавать мудрость людям. Лосось из Ассароэ – одна из известнейших рыб в кельтском мире. Он, по меньшей мере ровесник времени и был свидетелем большинства приходов и исчезновений человечества. Герой-шаман Фион Мак Кумайл перенял всю его мудрость, отведав лосося, которого он готовил для друида по имени Финтан.*
ОЛЕНЬ, ИЛИ ЛАНЬ
Abhach, Sailetheach)
(О значении, которое придавали кельты оленю, свидетельствует не только то, как часто он упоминается в мифологии, но и то, как много разных слов в английском языке обозначают одно это животное. Оленя всегда считали магическим существом, которое может провести человека в Иной Мир и часто является в образе прекрасной женщины, способной превращаться в лань.
Жена Фиона, которая происходила из Иного мира** и носила имя Сава (Sabha), уходя из мира смертных, приняла облик лани. Есть свидетельства существования культа лани, в рамках которого это животное чтили как богиню. Таким образом, олень или лань ассоциируются с путешествием в Полые Холмы или в Волшебную Страну, а также с природными оленьими качествами – такими, как изящество, резвость и тонкий нюх, а также с изменением формы – оборачиванием.
ЛОШАДЬ
(Cab-all)
Лошади всегда имели очень большое значение в жизни кельтов, и одним из самых суровых табу был запрет на употребление в пищу конского мяса или на доедание лошадей. Долго считалось, что изображение коня, которое можно видеть на меловом склоне Холма Белой Лошади в Уилтшире, придаёт силы всякому, кто его увидит. Кроме таких очевидных качеств, как быстрота и выносливость, конь как тотем обладает знанием путей в Иной Мир и является надёжным и верным проводником туда.
ЯСТРЕБ
(Aracos)
Самый знаменитый ястреб в кельтской мифологии – это ястреб Ахилла. В изумительном диалоге с Финтаном, где оба они говорят загадками, он рассказывает о прошлом почти до самого начала времён. Ястреб символизирует память о древнем, которая так важна.
ОРЕЛ
(
Iolair)Орлы встречаются в кельтской традиции часто и, как и следовало ожидать, наделены быстротой, остротой зрения и магическими умениями. Известен диалог между героем Артуром и орлом (его племянником Эвилодом в облике птицы), где орел проявляет глубочайшую мудрость и знание Иного мира. Другой известный пример – орел Килгури, чья сила помогает найти кельтского бога Мабона. В ирландском тексте “Путешествие Маэлдуна” древний орел обновляет себя в озере, представляя возрождение мудрости в каждом поколении.
СВИНЬЯ И ВЕПРЬ
(Aric, Bacrie)
Они считались могущественными зверями Иного Ира. Свинья ассоциировалась с богиней Кервиденой, инициировавшей поэтов и провидцев (именно она обучала самого Талиесина). Следует также упомянуть свинью Хен-Вен, которая обрела великую мудрость и знания, съев упавшие с Деревьев Мудрости орешки. Говорят, что из лона этой исполинской свиньи произошли такие важные вещи, как зерно и пчёлы, а так же Кат Палиг. Боров в разнообразнейших обличьях постоянно встречается в кельтской литературе – как тварь, наделённая огромной силой и имеющая большой смысл как тотем. В “Килухе и Олвэн” - одном из сказаний Мабиногиона*** – король Артур охотится на ужасного борова “Турх Труйта”, а в другом сказании он преследует саму Хен-Вен. В ирландской традиции Белый Боров Марвана вдохновлял своего хозяина на написание музыки и стихотворений. И Мерлин во время своих вдохновенных видений тоже вел беседы с “поросёнком”.
ЧЕРНЫЙ ДРОЗД
(Druid-dhubh)
Птица, издавна ассоциирующаяся с магией и способностью служить для людей проводником в Иной Мир. Если верить гаэльскому названию, эта птица также связана с друидами, а некоторые источники указывают, что именно дроздами были Птицы Рианнон****. Считалось, что пение этих птиц может усыпить человека, или зачаровать его до такой степени, что он окажется вне времени. Дрозд способен передать человеку глубочайшие тайны Иного Мира и унести своего слушателя куда-то вдаль, что он и делает в сумерках, когда поет свою мистическую песню.
ВОРОНА И ВОРОН
(Badb, Bran)
Хотя ворона и считалась дурным знаком и вестницей ирландских богинь войны Махи, Бадб и Морриган, её уважали за ловкость, хитрость и целеустремлённость. Она несёт людям знания, хотя не всегда те, которых ищет слушатель. Она может стать мудрым и знающим, но часто ненадёжным, спутником в Ином Мире. Так же ворон. Его знают как зловещую тень на поле боя, и в то же время видят в нем оракула, носителя знамений. При этом он тоже обладает весьма неоднозначной репутацией. Будьте осторожны с этими птицами…
КОТ
(Caoit)
Коты не раз встречаются в кельтских мифах. Тут прежде всего следует вспомнить “Путешествие Маэлдуна”, где путешественники встречаются со внешне невинным котенком, прыгающим с верхушки на верхушку по четырем столбам. Когда же один из путников пытается похитить некое лежащее неподалёку сокровище, котёнок превращается в огненную стрелу и сжигает его дотла. В другом сказании воин Артур сталкивается с Кат Палигом, отпрыском великой свиньи Хен-Вен. Артуру лишь с трудом удаётся убить его после упорной битвы. Отсюда мы можем заключить, что кот надёжный охранник и хороший защитник внутренних сил человека.
ВЫДРА
(Balgair)
Замечательное существо, свободно чувствующее себя на земле и в воде – двух из четырех стихий. В кельтском мифе выдра – одно из животных, в которых превращается Талиесин, убегая от Керидвены. Это животное ассоциируется с мудростью и с удачным сочетанием важнейших способностей и внутренних сокровищ. Кроме того, в ней представлены правдивость и целеустремленность. В одном ирландском мифе Король Выдр был неуязвим, пока его не убил герой Муйредах. Одержав победу над Королем Выдр,
Муйредах сшил себе из шкур выдр плащ, ставший ему потом надежной защитой. Выдра – очень сильный защитник, а так же весьма способствует выздоровлению больного.СОБАКА
(Abach)
Собака известна, прежде всего, как животное-охотник, обладающее острым нюхом и умением идти по следу. Благодаря своим почти человеческим инстинктам, собака часто оказывается спутником и чуть ли не продолжением некоторых кельтских героев. Бран и Сгеолайн, собаки Фиона мак Кумала, имеют наполовину человеческое происхождение. Они сопровождают своего хозяина во всех его путешествиях и так же искусны во многих отношениях, как и любой из его спутников-людей. У собак Нижнего мира белая шерсть и красные уши. Эти “Кум Аннун” сопровождают Аравна*****. Из них же состоит свора псов Гавриила. Они участвуют в Дикой Охоте Гвина ап Нидда******, который судит и гонит преступников. Кроме того, черепа собак нередко использовались в прорицательских церемониях iombas forosna
МЕДВЕДЬ
(Arth)
Может быть, медведь и не упоминается в кельтских преданиях, но зато он встречается в иллюстрированных манускриптах кельтских монахов. Его сила и выносливость в сочетании с манерой впадать в спячку делают его не только сильным союзником, но и прекрасным проводником в царство снов и мечтаний. Имя героя Артура происходит именно от названия этого зверя, который в свою очередь, возможно, унаследовал его от более древнего имени бога. Бог Мат (сын Матонви, верховный король Британии, упоминается в сказаниях Мабиногиона) тоже проявляет некоторые медвежьи качества.
УГОРЬ
(As-chu)
Великий податель мудрости и вдохновения, очень похожий в этом отношении на лосося. Кроме того, угорь имеет репутацию защитника. В кельтской мифологии известны упоминания о том, что в руках воина угорь может превращаться в оружие страшной разрушительной силы. Так, знаменитое копьё Кухулина, известное как Га-Болга, получило своё имя как раз от названия этой рыбы. Сама Морриган принимает облик угря во время магической схватки с Кухулином. Угорь – замечательное животное силы.
Это лишь малая часть из множества возможных тотемных животных или животных силы. Более подробное их описание вплотную связано с шаманизмом, причем не только “кельтским”, и я думаю, что на этом статью стоит закончить.
*Ну, вот опять упоминание о “шамане”, причём стоит оно рядом с “друидом”…
**Возможно, в традиции кельтов большУю роль играют путешествия в Иной Мир. Так, например, путешествию короля Артура в мир мертвых за волшебным котлом (прообразом Святого Грааля)
/подробнее см.: А. Платов. “В поисках Святого Грааля…/ посвящена сохранившаяся до нашего времени поэма валлийского барда VI века Талиесина, называющаяся Preuddeu Annwfn, т.е. “Сокровища Аннуна” (Аннун – в мифологии кельтов Уэльса – одно из имен Иного Мира.)***
Мабиногион – собрание валлийских мифолого-эпических сказаний. Древнейшие списки датируются XIV веком (знаменитые валлийские Красная и Белая Книги), сами тексты – разным временем от X до XIII веков. Перевод смотрите, например, в издании: “Волшебные сказки и предания кельтов.” Кн.1: “Сказания Красного Дракона”/ под ред. А. Платова. М., 1996.****
Имеется в виду один из сюжетов Мабиногиона.*****Cwm Annwfn
– дословно “Псы Аннуна” Аравн – король Аннуна в одном из сказаний Мабиногиона.******
Псы Гавриила (англ. Gabriel Hounds) – в английском фольклоре свора адских псов, один из вариантов описания Дикой Охоты. Название не имеет, разумеется, никакого отношения к библейскому архангелу и восходит к древней англо-саксонской основе gabbl со значением “труп”. Гвин ап Нидд (валл. Gwyn ap Nudd) – Повелитель мира мертвых в валлийской мифологии, сын бога Нидда, тождественного ирландскому Нуаду и галльскому Ноденсу.24.02.2003. Lime
Используются технологии uCoz